Телевизионная
реклама! Сколько было о ней сказано и написано. А есть ли что-нибудь хорошее
в ней? О, у рекламы масса достоинств! Кроме того, что она помогает
ориентироваться в мире товаров, она бесконечно полезна в повседневной жизни.
Все ее
ругают, не любят, а я, например, совершенно не могу без рекламы. Она и
завораживает, и развлекает, а иногда пугает: "Укладка делала волосы слабыми
и безжизненными, а лак склеивал и утяжелял их". Хороша парочка, ничего не
скажешь, просто банда!
Иногда
реклама заставляет меня глубоко задуматься: "Настоящая жвачка всегда в
пластинках, подушечки вечно просыпаются в карман". Казалось бы, мелочь? Ан
нет. Достаешь такую просыпавшуюся подушечку, а на ней пыль, табачные крошки
от "Беломора". А как же гигиена? А вдруг карман дырявый? Представить
страшно.
А как
помогает реклама в общении с близкими и родственниками! У меня скоро день
рождения, и муж пытается хитро выведать, что мне подарить: "Может, хочешь
духи, серьги или шубу новую?" А я ему гордо: "Не соглашусь ни на что, кроме
Орбита, вот лучший подарок для лучшей женщины на свете!" Или только домашние
начнут упрекать, дескать, опять забыла утюг выключить, я сразу ставлю их на
место: "Главное, что я не забыла мой Дирол!"
А вот фразы
вселяющие в меня беспокойство, неясное томление и сомнения в собственной
умственной полноценности: "Лучше Асса может быть только Асс", "Кофе - не
просто кофе". А что? Поди знай… Выпьешь, закроешь глаза от удовольствия, а
откроешь где-нибудь на заброшенном полустанке под Калугой. И ничего не
попишешь - предупреждали ведь, что "не просто".
Но зато какой
уверенностью заражает меня "рафаэлловская" балерина! Улыбаясь доктору,
сообщившему ей о беременности, она счастливо утверждает: "Это может быть
только от него!" Как радует меня сообщение, что "жизнь это не только
стирка", но и готовка, уборка, глажка - мысленно продолжаю я.
Милая
реклама, она и развеселит, и удивит, и опечалит. Ну разве не грустно, что
настало такое время, когда женщина по-настоящему может "доверять только
порошку"?
«Внезапный ад»
(обзор рекламного ролика)
Вместо предисловия
Глава II Федерального закона
"Общие и специальные требования к рекламе", статья 5:
"Реклама не должна
побуждать граждан к насилию, агрессии, возбуждать панику, а также
побуждать к опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических
лиц или угрожающим их безопасности".
рекламодатель: Electrolux товар: новая марка пылесосов
...Огромные
серые насекомые с отвратительной ловкостью, неожиданной для их грузных тел,
метались по темному лабиринту в поисках новой жертвы. Словно нарочно они
замедляли движения перед камерой, как бы желая продемонстрировать себя во
всех отталкивающих подробностях. Решив, что попал на очередной фильм ужасов
о гигантских клещах-убийцах, я хотел уже выключить телевизор, когда знакомый
закадровый голос, по много раз на дню с профессиональной уверенностью
вещающий о преимуществах стиральных порошков и таблеток от несварения,
убедил меня в том, что это новый рекламный ролик.
Утвердившись в своей догадке, я стал думать,
какой товар можно продвигать таким шокирующим способом. Может быть, средство
от какой-нибудь плодовой тли, способной на корню погубить урожай яблок у
беспечного садовода? Или шампунь, избавляющий шкурки домашних любимцев от
паразитов?
Но все было
гораздо страшнее. Оказалось, эти твари есть в каждом доме! Миллиарды опасных
созданий живут в обычных коврах и паласах, чиня человеку всяческий вред и
перенося опасные заболевания! Меня передернуло, и я быстро пересел с пола на
диван, поджав ноги. В голову пришла одна древняя фраза: "знания умножают
скорбь". Действительно - раньше коврик пропылесосил, пол помыл - всего
делов-то. И чисто в доме. Вроде бы… А они, оказывается, только
затаились. В ворсе. И ждут первой возможности, чтобы заразить меня
чем-нибудь. Может, они еще и кусаются - вон какие страшилища. Я мысленно
перебрал в памяти все известные мне марки пылесосов и убедился, что ни один
из них не предназначен для охоты на этих тварей. Оставалось только одно -
отдаться на милость неуязвимых насекомых в надежде на то, что раз они меня
раньше не трогали, то и в будущем не станут. Или срочно бежать в ближайший
магазин за новым достижением современной технологии, специально созданным
для борьбы с этой напастью.
Поразмыслив,
я вспомнил опыт древних китайцев и избрал третий путь: сел за стол и начал
писать эту заметку.
В основе
ролика - потрясающий по силе художественного воздействия образ. Это,
пожалуй, будет покруче полчищ микробов, ждущих своего часа под ободком
унитаза. Туда ведь не каждый полезет. А ковры - всегда на виду. И насекомые
такие мерзкие (компьютерный художник постарался на славу), что любая
домохозяйка захочет избавиться от них всеми средствами. А средство одно -
новый шведский пылесос центрального всасывания со встроенной функцией
истребления. Только он мгновенно решит все проблемы. Останется только одно -
понять, как человечество выживало раньше, до изобретения этого аппарата.
Правда, во
всех заметках о так называемых "пылевых клещах", которые я читал раньше,
говорится лишь о том, что они являются, так сказать, неотъемлемой частью
любой домашней пыли. И единственное, в чем их можно заподозрить, так это в
том, что они, возможно - одна из причин аллергии на пыль у некоторых людей.
И уж совсем непонятно, зачем нужно было искать новые решения для того, что
по плечу любому нормальному пылесосу - качественно убирать пыль вместе со
всеми ее составляющими. Тем более, что при помощи одного пылесоса проблему
все равно не решишь - в подушках и матрасах этих клещей еще больше. Так что,
скорее всего я принял ролик слишком близко к сердцу.
Реклама,
основанная на запугивании зрителя выдуманными или непомерно преувеличенными
проблемами - частый удел товаров, которым надо еще чем-нибудь выделиться,
кроме цены. Общий принцип ее работы - сильное эмоциональное воздействие (как
правило, негативное) плюс усиленное внушение того, что только объект рекламы
способен справиться с опасностью. Я вовсе не агитирую против самой
продукции, вполне может статься, что она действительно эффективна. Просто
всегда полезно помнить о том, что для продвижения товара рекламе необходимо
выделить его уникальные преимущества, которыми обделены конкуренты. И если
таковых не находится - значит, их нужно придумать.
P.S. Вся
информация, содержащаяся в статье, является личным мнением автора. Все
упомянутые названия продуктов, торговых марок и организаций являются
собственностью их владельцев.
Публикуется с разрешения автора проекта
КОНТРРЕКЛАМА